Форум » Многоликая Япония » Икебана » Ответить

Икебана

galaxy: Икебана (так по-японски называют аранжировку цветов) ведет начало со времен распространения буддизма в Японии. источник - http://www.cultline.ru

Ответов - 5

galaxy: В VI в. в буддийских храмах, которые в последующие столетия возникли во всех областях Японии, по обеим сторонам алтаря стали появляться необычные букеты. Огромные негнущиеся ветки, гармонирующие с величественной обстановкой храма и названные рикка (что означает «стоящие цветы»), возвышались над узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с остальным украшением храмов привозили из Китая. Кончики ветвей, а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам. Постепенно букеты рикка стали делать более низкими, и они продолжали быть господствующей формой аранжировки в храмах и дворцах вплоть до конца XII в. Составители рикка стремились олицетворить в букетах священную гору буддизма Сумисэн. В связи с этим в качестве основы они использовали сосновые ветки. В центре вазы всегда устанавливалась сосна высотою в 1,5 метра. Кроме сосны брали кедр, кипарис и бамбук. Особое место отводилось также белым хризантемам. С течением времени интерес к композиции р и к к а стал падать. В настоящее время она считается устаревшей. В XV в., во время правления сегуна Асикага (1436— 1490), появилась новая форма аранжировки. В этот период в национальных японских домиках была введена токоно-ма. Сюда стали ставить букеты более простых композиций. В XVI в., когда в обиход японцев начали входить чайные церемонии, сложилась новая форма аранжировки — нагэирэ. Этот метод аранжировки называют натуралистическим, поскольку, согласно правилам, цветы расставляются в вазе в «естественном виде». Считается, что стебельки каждого цветка должны стоять самостоятельно, ничто не должно заслонять их. Но допускается подрезание листьев, стеблей и даже цветов. В XX в. в Японии получило развитие новое направление аранжировки — морибана, которое отражает влияние и западной цивилизации. В отличие от официально-торжественной рикка и натуралистической нагэирэ, предназначенных для исконно национальных домов, морибана подходит и к условиям европейского интерьера, так как особенностью этого стиля является установка букета в низких и плоских вазах. Морибана, сочетая в себе оба названных стиля, содержит и третий — она как бы моделирует определенный пейзаж или кусочек японской природы. В связи с этим она обильнее, чем рикка или нагэирэ, допускает применение зелени и полевых цветов. Хотя в се аранжировках и нет тех формальных элементов, которыми отличались предшествующие стили, все же идеи дзэн-буддизма в ней достаточно очевидны. Для составления букетов морибана используется кэндзан. Он представляет собой тяжелую металлическую подставку с игольчатыми стержнями, между ними вставляются стебли цветов и ветки. Составленные букеты обычно украшают гостиную, кабинет, спальню. Букет должен гармонировать с обстановкой. В основе японской аранжировки цветов лежат три линии, символизирующие Небо, Человека и Землю. Главная линия — это стебель, обозначающий Небо, часто называемый первичным, или син. Именно этот стебель образует основу букета, поэтому он должен быть достаточно прочным. Рядом с ним помещается второй стебель — символ Человека, называемый соэ. Он помещается таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. С о э должен быть равен примерно двум третям высоты син и наклонен в ту же сторону. Третий стебель — тай, символизирующий Землю, самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклоняются два первых. Этот стебель составляет две трети высоты соэ. Все стебли закрепляются в кэндзане так, чтобы производить впечатление кроны единого ствола. К букету можно добавлять различную зелень, стебли трав, однако позиция основных трех стеблей неизменно сохраняется. Перед составлением букета важно точно определить форму вазы. Размер композиции целиком зависит от ее диаметра и глубины. Длина первого стебля подбирается по формуле: глубина + полтора диаметра вазы. Длина второго и третьего стеблей составляет соответственно по две трети от предыдущего. В Японии имеются различные школы составления букетов, и правила, установленные одной школой, не всегда признаются мастерами других. Тем не менее главные правила искусства, выросшие на основе дзэн-буддизма, являются общими для всех школ. Поскольку доктрина дзэн сосредоточивает внимание на единичном, то в икебана подчеркивается уникальность каждого цветка. «Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка», — говорил Ясунари Кавабата. Еще мастер икебана и чайной церемонии Рикю (1522—1591) учил японцев этому искусству. «В Японии и теперь, — говорил Кавабата, — во время чайной церемонии в нише чайной комнаты стоит всего один нераскрывшийся цветок». В японской системе аранжировки цветов, построенной на основах дзэн, особое внимание уделяется фактору динамизма: аранжировка должна отражать развитие во времени, его течение или же связь с определенным временем года. С этой точки зрения подбирается и соответствующий материал: полностью распустившиеся цветы, стручки, засохшие листья выражают прошлое; наполовину распустившиеся цветы или зеленые листья — настоящее; бутоны, набухшие почки — будущее. Время года также имеет свою символику: весна — энергичные изгибы веток; лето — распустившиеся лепестки, листья, стебли; осень — редко поставленные тонкие ветки; зима — оголенные ветки. Букеты цветов и растений для японца — это не только украшение, но всегда что-то значимое, символическое. Сосна и роза символизируют вечную молодость и долгую жизнь, сосна и омото (родея) — молодость и вечность, сосна и пион — молодость и процветание, пион и бамбук — процветание и мир, хаботан (цветы капусты), хризантема, орхидея — радость. Букеты к Новому году и свадьбам составляются из веток сосны, листьев бамбука и цветов сливы. Если слива еще не цветет, используют хризантему и орхидею. В марте на праздник девочек букет составляется из цветов персика, репы и хризантемы, на празднике мальчиков в букете особое место занимает ирис. Все праздничные букеты исключают осенние цветы, листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, розу, пионы, нестойкие цветы и сикими (иллиций анисовый, бадьян) — разновидность вечнозеленого растения, которым по традиции украшают алтарь в буддийском храме. На помолвку или на свадьбу в букет не ставят цветы, в названии которых звучит элемент сару, означающий расставание (например, цветок сару-субэри — индийская сирень или сару-ториибара — повой). Как видим, букеты, с одной стороны, отражают особенности характера японцев, а с другой — формируют этот характер. Включенные в процесс общения, букеты воздействуют на человека. Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома, слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю. Последний всегда высказывает восхищение, хозяева обычно с поклоном отвечают: «Нам стыдно за нашу скромную поделку». Даже беглый обзор основных концепций аранжировки показывает, что ведущими принципами здесь выступают простота, асимметрия и кажущаяся незавершенность. Сами букеты вызывают ощущение спонтанности, самопроизвольности, непосредственности. Чтобы овладеть искусством составления таких букетов, требуются годы терпеливой имитации основных канонических приемов, которыми владеют мастера аранжировки. В своей потребности соприкоснуться с красотой японцы не останавливаются ни перед какими трудностями. Они настойчиво и упорно годами тренируют канонические движения, перенимая их у мастеров икебана, и тем самым сохраняют этот вид искусства для грядущих поколений.

galaxy: Выдержки из «Книги икебаны», автор - Кавасэ Тосиро, 2000 г., с целью представить основные исторические этапы развития искусства икебаны. Источник - click here Подношение богам Природа Японии богата, красива и разнообразна, что всегда приводило людей в благоговейный трепет. Сезонные же изменения, так ярко выраженные в Японии, демонстрировали людям все разноцветие растительного мира. В «Нихонсёки», летописи за 720 г., написано, как неоспоримый факт, что «все растения могут говорить», что все деревья и цветы, разговаривая с нами, используют наш человеческий язык. Единение с природой отчетливо видно хотя бы из имен, которыми древние японцы нарекали своих богов. Вот, например, Конохана-саку-я-химэ (Принцесса-Цветущее дерево)… В древности японцы считали, что в каждом проявлении природы живет божество, будь то камень, или цветок… Наравне с обрядом посещения святых мест был развит и обряд встречи богов. Специальная церемония, известная как «ками-мукаэ» (встреча божества) была посвящена приходу божества. Некоей приманкой или маяком для божеств были растения. Предпочтения отдавались старым вечнозеленым деревьям, считалось, что именно такие солидные деревья могут стать достойным приютом для божеств. Такие деревья назывались «ёрисиро». Искусство аранжировки цветов зародилось именно из этого священного обряда приглашения погостить божества. Священнодействие, которым является суть постановки композиции икебаны, и есть тот самый источник вдохновения, из которого современное искусство икебаны черпает силы до сих пор… …Старинная синтоистская традиция «ёрисиро» трансформировалась в буддийское представление об окружающем мире, и цветы сохранили свое священное содержание - цветы в буддизме стали выполнять роль «ёрисиро». Поэтому стоячие композиции в виде подношения Будде - «татэру кугэ» - являясь смешением и синтоистской и буддийской традиций, превратились со временем в «татэхана» - вертикальная композиция икебана, что можно назвать прототипом современной икебаны… Цветы как объект восхищения Первые цветочные композиции составлялись из вечнозеленых древовидных пород растений, популярностью пользовались также цветки лотоса. Со временем возник и развился интерес к сезонному использованию растений, которые дарит природа в определенные периоды смены времен года. Отсюда возник обычай ставить в вазу в качестве украшения веточку с цветущей вишней, создавая таким образом впечатление естественного цветения у себя дома…. В качестве обычая ставить живые композиции дома особую популярность приобрели эксперименты с деталями к растениям - от вазы до вспомогательного растительного материала. Одновременно с этим цветы прочно вошли как предмет поклонения в литературу, живопись, интерес людей к любованию красотой цветов углублялся, оттачивалась традиция следовать сезонным изменениям в природе в композициях…. Эстетика и одушевленность цветов …Великий поэт Мацуо Басё (1644-94) называл природу словом «дзока»: первый иероглиф значит «творить», а второй – «менять форму». Смысл этого термина состоял в том, что природа не является чем-то строго фиксированным, но постоянно меняющимся и временным – таково традиционное представление японцев о природе… В японской эстетической традиции чувство и природа не только не разделяются, но и сосуществуют. Японцы верят, что все живые существа могут чувствовать, как люди, но только временно находятся в другой субстанции жизни в колесе перерождений. Японское представление о жизни и смерти как нельзя ярче выразилось в таком явлении как икебана, само слово «икебана» произошло от глагола «икеру» (оживлять) и «хана» (цветок). Икебана - всего лишь попытка заглянуть за цветок, в скрытую сущность, внутреннюю «душу цветка» - так же, как влюбленные стараются понять душевное состояние друг друга… Постановочные композиции из цветов Токонома - ниша, где выставлены произведения искусства: свитки, вазы или икебана, возникли не сразу, сначала в домах аристократов периода Хэйан (8-12 вв) были буцума – комнаты, где помещался буддийский алтарь. Впоследствии буцума перекочевала в жилые покои, и туда начали ставить цветы татэхана – подношение Будде. Со временем – в период Муромати (1333-1568) с развитием чисто японского архитектурного стиля, появилась токонома… С появлением школы икебаны Икенобо, основателем которой стал буддийский монах Сэнкэй, стиль татэхана оформился окончательно в рикка в начале 17 в. Цветы и сосуды Тогда как в период Муромати популярным архитектурным стилем был сёин-дзукури (обширные залы буддийских храмов, украшенные предметами китайского искусства и претенциозными композициями в стиле татэхана), в это же время развивался рядом другой стиль суровой аскетичной эстетики – маленькие чайные комнаты для церемоний, проводимых в стиле «ваби», в стиле «роскошной бедности», основы которой заложил мастер чайной церемонии Мурата Дзюко (1423-1502). Нагэирэ (в переводе значит «бросить в») - самый свободный стиль икебаны - отражает естественную красоту простых цветов, «небрежно» помещенных в простые керамические вазы (керамика Бидзэн или Сигараки) или в плетеные корзинки. Стиль нагэирэ стал ассоциироваться с чайной церемонией в стиле «ваби»… «Ваби» и «Хана» - два полюса Красоты Хидэеси и Рикю. В период Момояма архитектурный стиль «сёин-дзукури» стал более роскошным, поэтому и цветочные композиции стали большими, разноцветными и объемными. В это же время чайные домики, напротив, становились более маленькими и скромными, как того добивался великий мастер чайной церемонии Сэн-но-Рикю, приверженец стиля «ваби». Этому настроению соответствовал стиль постановки композиций «нагэирэ», в котором отразились представления о том, что даже один цветок может передать напряжение жизненных сил природы и Вселенной в целом. Период Момояма благодаря появлению на исторической сцене двух гениев - мастера чайной церемонии Сэн-но-Рикю и великого военачальника Тоетоми Хидэёси (1536-98) ознаменован напряженной борьбой сил, которые по сути своей враждебны друг другу - это представления о красоте, которым придерживались каждый из названных деятелей. Рикю поднял на недосягаемую высоту принцип «ваби», Тоетоми Хидэеси любил «хана» - цветы, иными словами, роскошь. Цветы стали причиной глубокого конфликта между ними. Существует легенда, которая отражает суть противоречия эстетики «ваби» и пристрастия к роскоши. Хидэеси: услышав, что в саду чайного мастера зацвела пышно камелия, решил, что ему необходимо насладиться видом этого чуда. Назначив аудиенцию, сегун прибыл в сад к мастеру и увидел, что все цветы камелии срезаны. Все до единого! Обескураженный, он вошел в чайный домик и тут же был сражен красотой одного единственного цветка, помещенного в токонома. К сожалению, драма, разыгравшаяся между двумя личностями, приверженцами совершенно полярных понятий о красоте, окончилась трагично. Сэн-но-Рикю по приказу Хидэеси сделал себе сэппуку…. Популяризация искусства икебана Со временем стиль татэхана и нагэирэ взаимопроникли: нагэирэ приобрел качество, близкое к обрядовому подношению, а татэхана несколько утратил свою чопорность. Из этого синтеза родились всем нам хорошо известные ветки «Небо», «Земля», с которыми икебана вступила в новую эпоху гуманизма, откуда родилась ветка «Человек»….У большинства японцев слово «икебана» ассоциируется с многочисленными школами и стилями, но все они появились лишь в период Эдо (1600-1868), только после того, как устоялся стиль татэхана как рикка, а нагэирэ как чабана (цветочная композиция для чайной церемонии), начали возникать многочисленные школы и стили…

galaxy: Аранжировка морибана источник - http://japan-media.narod.ru, http://www.ru-flowe.ru Форма икебана, известная как морибана, была основана школой Охара. Два самых представительных стиля современной икебана – морибана и хэйка. Из них новшества - в выразительном содержании и методах хэйка; стили нагэирэ появились в свой исторический период, но они развились из старых, традиционных форм икебана. Морибана, однако, полностью оригинальная форма, созданная Унсин Охара, первым директором школы Охара. Первая общественная выставка этой новой формы, «Тридцать работ морибана», была представлена в Клубе искусств Осака в 1897 году (30-й год Мэйдзи), и стала значительным событием, который отметил начало современной икебана. Метод аранжировки растений, известный как мори (буквально «скопление») - техника, которая неизбежно развивалась от введения западных цветочных материалов. В то время цветы западного происхождения были оценены за их богатое и разнообразное цветение. Однако период цветения этого вида цветочного материала был слишком короток, чтобы функционировать в традиционной икебана как главный элемент (или син). Дисбаланс между стеблем и богатым цветением также не мог быть гармонично включен в стили аранжировки этого периода. Таким образом, морибана возникла как метод аранжировки цветов по низкой и широкой области «скопленным» способом с акцентом на цвете и форме. Тенденция замены высоких контейнеров на широкие и плоские - это проблема не просто одних контейнеров. Низкие мелкие контейнеры с широким горлом использовались и в классической икебана. В морибана места установки каждого из основных объектов - «подчиненный», «основной», «второстепенный» - это углы треугольника. Это вводило понятие, беспрецедентное в истории икебана - аранжировка материала по схеме. С переходом аранжировки из одной точки на аранжировку по схеме появилась возможность не только использовать ветви, чтобы описывать линии, но и составлять композиции в трех измерениях. Морибана - это самый простой вид икебаны, поэтому больше всего подходит для начинающих. Морибана означает «нагромождение цветов». Это создает чарующий объем, который доступен обозрению с трех сторон. Вазы, используемые при создании Морибана, обычно широкие и плоские. Обычно высота Син составляет сумму диаметра (или немного больше) вазы и ее высоты, высота Со- три четверти высоты Син, а высота Таи- половина высоты Син. Есть три подвида Морибана, которые определяются углом Син. А именно: Сокутай (вертикальный) ; Сатай (наклонный) Сутай (падающий) В поисках методов аранжировки в широком низком контейнере Унсин Охара часто изучал красоту гор и полей около города Такарадзука, экспериментировал с различными материалами и изобрел метод использования моха, чтобы выразить подлесок. Он взял растения, растущие в диких местах, расположил их в низком широком контейнере, как они были в природе, и в зависимости от вариаций основал фундаментальные концепции к сценическому изображению лесных ручьев и холмов, прудов и морских берегов. С самого начала работы морибана классифицировались в одну из двух отличных тенденций: система цветов морибана и пейзаж морибана, в зависимости от цели аранжировщика. Морибана основана на традиционной икебана; была задумана и развивалась для удовлетворения «запросов» нового времени. «Наклонный» стиль морибана Материалы: ива, тюльпаны. Характерной особенностью этого варианта морибана является сильный наклон главной «подчиненной» ветки. Ветки ивы имеют красивый цвет коры и необычные, очень симпатичные пушистые почки, но абсолютно лишены изгибов, которые так необходимы «наклонному» стилю. Поэтому очень важно придать ветке красивый изгиб, что сделать легко. Цветы органично объединяют композицию, освежают, придавая законченный вид. В первую очередь ставим «подчиненную» ветку, длина которой равна диаметру вазы плюс глубина вазы. Наклон по вертикали - 70 градусов, затем ставим «второстепенную» ветку, длина которой равна 1/2 длины «подчиненной» ветки; наклон произвольный, в данном случае в поддержку «подчиненной» ветки; наклон влево и чуть выше «подчиненной» ветки. Затем ставим материал для «заполнения» высоты, длина которого повторяет длину «подчиненной» ветки, ставим его почти на одной линии с «второстепенной» веткой, чуть-чуть сдвигаем стебель внутрь и делаем небольшой наклон ветки в сторону «подчиненной» ветки. Это главные ветки в «наклонном» стиле. Затем, если масса не большая, как в данном примере, ставим еще два «заполнителя» высоты: один перед «подчиненной» веткой, второй между «второстепенной» и «подчиненной». С ветками закончили, ставим цветы. Длина «основного» объекта равна 1/2 длины «подчиненного» объекта, наклон по вертикали - 50 градусов. Помещаем цветок возле материала «заполнения» высоты, а также возле «основного» объекта (он должен быть короче «основного» объекта). «Вертикальный» стиль морибана. Материалы: сибирский кизил, нарцисс. Главная идея «вертикального» стиля состоит в том, чтобы передать легкое и плавучее движение направленных вверх веток. Тщательно исследуйте форму ветвей сибирского кизила и попробуйте максимально использовать их изящный изгиб. Поместите «зависимую» ветку вертикально в левом заднем углу контейнера. Её длина должна равняться диаметр контейнера плюс его глубина. «Зависимый» объект должен быть наклонён немного вперед. В качестве «второстепенного» объекта возьмите ветку сибирского кизила с небольшим изгибом вверх, отмерьте две трети длины «зависимого» объекта. «Второстепенный» объект должен находиться на одной линии с «зависимым», в переднем углу контейнера. Стебель наклоните вперед под углом 45 градусов и сдвиньте горизонтально на 30 градусов от центральной оси, проведенной мысленно по вертикальному диаметру контейнера. Поскольку ветви сибирского кизила являются прямыми и немассивными, добавьте три «заполнителя» в виде сибирского кизила разной высоты и с вариациями наклона, чтобы показать красоту веток, дать ощущение природной картины. «Заполнитель» высоты, ветку сибирского кизила с изящным изгибом, установите непосредственно перед «зависимым» объектом. Ветку отклоните вперед, используйте изгиб, чтоб в образовавшийся очаровательный домик между «зависимым» объектом и «заполнителем» высоты поселить принцессу-нарцисc. «Заполнитель» небольшой высоты установите между «зависимым» и «второстепенным» объектами - это его законное и неизменное место; выберите интересный, не использованный в композиции наклон. «Заполнитель» передней части конструкции размещаем на переднем плане у основания «второстепенного» объекта, с наклоном, противоположным наклону «зависимого» объекта. Цветы нарцисса устанавливаем без листьев. Длина «основного» объекта равна половине длины «зависимого». Поставьте нарцисс, выбранный и подрезанный в качестве «основного» объекта, под наклоном в 60 градусов вниз от вертикали и сдвиньте цветок горизонтально на 45 градусов от центра. Желательно, чтобы цветок «смотрел» вперед и немного вверх. В композиции с «основным» объектом два оставшихся нарцисса должны образовать знак «меньше» («<»). Нарцисс, который короче «основного» объекта, установите ближе «основному». Между «зависимым» объектом и «заполнителем» высоты ставим длинный нарцисс. После того, как установили цветы, украсьте композицию листьями нарцисса. Старайтесь установить их таким образом, чтобы казалось, будто листья так и росли, без вашего участия. Поставьте по два-три листа у каждого цветка, играя высотой и наклоном.


galaxy: еще о МОРИБАНА В морибана используют неглубокий контейнер и кензан (kenzan), держатель с множеством выточенных палочек для размещения цветов. Главная черта морибана - это широкий простор естественно выглядящих очертаний и холма из красивых цветов. В то время как хейка-стиль (heika style) развивался в течение многих столетий и имеет много правил, морибана насчитывает только около сотни лет и не является столь суетливым. Можно использовать западные цветы, например, и расставленные цветы можно размещать в комнатах западного стиля и на лестничных площадках - не только в токономаи (tokonoma), алькове в традиционном японском стиле комнат. Существуют различные типы морибана в зависимости от длины и угла главных (primary), второстепенных (secondary), и декоративных (ornamental) стеблей. Вертикальный стиль является самым распространенным; он излучает чувство стабильности и устойчивости. В этом стиле, главный стебель имеет длину почти такую же, как диаметр и глубина контейнера в сумме, со второстепенным стеблем длиной около двух третей и с декоративным стеблем длиной примерно в половину главной ветви. Главный стебель помещается вертикально, в то время как второстепенный стебель наклонен под углом в 45 градусов и рассеян на 30-градусную область к переду и налево. Декоративный стебель наклонен под углом в 60 градусов и размещается поперек 45-градусной области к переду и направо. При взгляде сверху, три стебля формируют прямоугольный треугольник. Цветы помещаются внутри этого треугольника для заполнения формы. Вид сверху Вид сбоку

galaxy: Оборудование для икебана Хасами (Hasami) (садовые ножницы или ножницы) используются для обрезания цветов и стеблей до нужных размеров. Хотя способ, которым стебли обрезаются, зависит от типа растения и размещения, большинство обрезов делается под углом. Это облегчает закрепление их в вазе и кензане и увеличивает область для набирания воды. Кабин (Kabin). Высокая ваза используется для расположения в стиле хейка (heika). Крестовины используются для закрепления стеблей в трех точка. Утсува(Utsuwa). Низкий, мелкий контейнер для морибана (moribana). Кензан (kenzan) используется для закрепления стеблей и цветов. Кензан (Kenzan). Держатель с множеством выточенных палочек около 1 сантиметра в высоту, в которые вставляются цветы так, что они надежно закрепляются.



полная версия страницы